Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализируя актуальность темы исследования, можно выделить то, что изучение феномена охоты на ведьм имеет достаточно давнюю традицию. Религиозно ангажированные авторы как протестанты, так и католики стремились доказать, что другая конфессия более виновата в этой исторической драме, чем их собственная. Историки права описывали юридические механизмы процессов над ведьмами, в особенности роль пытки.
В работах по истории культуры главное внимание уделялось полемике между учеными того времени: в основном просто перетолковывались их трактаты, в которых обсуждалось – надо или не надо преследовать женщин, вступивших в сговор с дьяволом и занимавшихся злым колдовством. Однако общим для историков всех направлений было непонимание той ведьмомании, что объединяла авторов ученых трактатов с простонародьем. Так, историки были склонны рассматривать это прискорбное заблуждение человеческого духа как периферийное явление исторического развития, как некое подстрочное примечание истории. Такая позиция была характерна в том числе и для марксистской историографии, которая в этом отношении в полной мере была наследницей буржуазного прогрессистского оптимизма.
В последние годы положение радикально изменилось. Исследование ведовства переместилось с периферии в центр историографии начала Нового времени. Сам предмет исследования сегодня рассматривается уже не как экзотическое исключительное явление, но как возможность лучше понять общество той эпохи и его конфликты.
Хронологически рамки курсовой работы охватывают период с XVI – XVII вв. Выбор временных границ обусловлен тем, что особого размаха уголовное преследование ведьм и колдунов достигло в конце XV-середине XVII веков. В католических государствах дела о колдовстве рассматривались особым церковным судом – инквизицией. В протестантских странах такие приговоры выносил светский суд.
Территориальные рамки исследования включают страны Западной Европы. Так как наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим .
Объект исследования – феномен охоты на ведьм.
Предмет – историография охоты на ведьм» XVI-XVII вв.
Целью курсовой работы является анализ феномена охоты на ведьм» XVI-XVII вв.
Объект предмет и цель исследования определили решение следующих задач:
- изучить формирование образа ведьмы;
- исследовать развитие процесса охоты на ведьм;
- проанализировать распространение массовых казней ведьм;
- выделить основные особенности казни и итог преследования ведьм.
Источниковая база курсовой работы содержит круг источников, содержащих материалы журнальной прессы, справочные издания, источники личного происхождения. Анализируя первостепенные источники, использованные для написания курсовой работы, можно выделить:
1. Статью Е. Брауна «Образ ведьмы», где представлены основные составляющие рассматриваемого явления.
2. С.Л. Дударева С.Л, анализирующего феномен охоты на ведьм в западной Европе.
3. М. Пешкову: описывает судебные процессы над ведьмами.
4. В.Э. Семенову: исследует философско-теологические основания средневековой охоты на ведьм в гендерном ракурсе проблемы.
5. Т.Ф. Фадееву: составила документально-историческую справку о пути развития и окончании преследований в «Охоте на ведьм» и др.
Историографическая база курсовой работы составлена на основании трудов следующих авторов: Я. А. Канторович, Ж. Ле Гофф, У. Монтер, Х.Р. Рассел, Х. Роджер и др.
Основной метод исследования – это дискурсивный анализ, который подразумевает определение исторического контекста в формировании феномена охоты на ведьм. Кроме того, использованы такие методы как:
- проблемно-хронологический: изучение феномена охоты на ведьм в историческом развитии;
- контент-анализ, позволяющий выявить слова-маркеры, при помощи которых формируются смысловые компоненты феномена охоты на ведьм.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что итоги исследования могут быть применены для создания обобщающих трудов по теме феномена охоты на ведьм. Текст курсовой работы может являться справочным пособием для обучающихся по историческим и литературным дисциплинам.
Апробация темы феномена охоты на ведьм XVI-XVII вв. представлена на защите в
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы рассмотрена история и зарождение процесса охоты на ведьм. Во второй проведено исследование итога охоты на ведьм в XVI-XVII вв.
1. История и зарождение процесса охоты на ведьм
1.1 Формирование образа ведьмы
То, что целая эпоха в истории Европы была омрачена деятельностью инквизиции и истреблением ведьм, – широко известный факт. Однако при ближайшем рассмотрении многие детали этой, казалось бы, четкой и ясной картины оказываются не более чем мифами. Пожалуй, самым распространенным стереотипом, связанным с охотой на ведьм, является убеждение, что она имела место в Средние века. На самом деле основная часть антиведовских процессов приходится на XVI–XVII столетия. Например, самый знаменитый американский суд над ведьмами в городке Салем состоялся в конце XVII века. Иными словами, колдунов и ведьм преследовали не в Средневековье, а в Новое время. Более того, антиведовская истерия в большинстве европейских стран совпала с эпохой Возрождения. Таким же штампом является и общепринятый образ ведьмы.
Конечно, никто из серьезных исследователей не верит в то, что суды над ведьмами имели под собой реальную почву. Никаких разветвленных и могущественных организаций ведьм не существовало. Любопытно, что именно в этом историки больше всего расходятся с людьми, жившими в конце XV–XVII веков. Подавляющее большинство европейцев были убеждены, что колдуньи постоянно покушаются на их жизнь и здоровье, а борьба с «ведовской ересью» – священная обязанность каждого христианина .
Необходимо подчеркнуть: вера в то, что ведьмы существуют и они примерно такие, какими их описывают инквизиторы, утверждалась постепенно. В конце XV века, когда Шпренгер и Инститорис писали свой знаменитый «Молот ведьм», этот тезис еще приходилось доказывать. В XVI столетии аналогичное утверждение уже воспринималось как безусловная истина. В XVII веке значительная часть европейцев продолжала верить в существование ведьм. Среди тех, кто призывал использовать любые средства для искоренения колдовства, были даже представители интеллектуальной элиты. Например, известнейший гуманист
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: антропология болезни в средние века / Ю.Е. Арнаутова. – СПб. : Алетейя, 2004. – 398 с.
2. Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII вв. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 512 с.
3. Браун Е. Образ ведьмы [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/faq/39262 (дата обращения: 18.07.2022)
4. Дударев С.Л. Еще раз об охоте на ведьм в западной Европе в раннее новое время // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-ob-ohote-na-vedm-v-zapadnoy-evrope-v-rannee-novoe-vremya (дата обращения: 18.07.2022)
5. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. - М., 1899. С.25
6. Канторович, Я. А. Средневековые процессы над ведьмами. Процессы над животными / Я. А. Канторович. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 200 с.
7. Ле Гофф Ж. - Цивилизация средневекового Запада (Великие цивилизации). – 2005 – С.59
8. Места массовых казней ведьм [Электронный ресурс]. URL: https://diletant.media/articles/45266874/ (дата обращения: 18.07.2022)
9. Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени / У. Монтер. – М. : Искусство, 2003. – 288 c.
10. Охота на ведьм в Европе XV-XVIII веков [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/606c44344b762e3663e06490/ohota-na-vedm-v-evrope-xvxviii-vekov-60c88a6372119574b75269f3 (дата обращения: 18.07.2022)
11. Пешкова М. Средневековые ужасы: судебные процессы над ведьмами [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/repman/post383940174 (дата обращения: 18.07.2022)
12. Рассел Х.Р. Энциклопедия колдовства и демонологии [Электронный ресурс]. URL: http://dreamsilver-taro.narod.ru/libr/histor/book/robbin/part04/index.htm (дата обращения: 18.07.2022)
13. Роджер Харт. История ведовства. // Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.)М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия» 1995. С 360
14. Семенова В.Э. Философско-теологические основания средневековой охоты на ведьм: гендерный ракурс проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18997 (дата обращения: 18.07.2022).
15. Фадеева Т. Ф. Документально-историческая справка о пути развития и окончании преследований в «Охоте на ведьм» / Т. Ф. Фадеева // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3168/ (дата обращения: 18.07.2022)
16. Фото стула ведьмы в одном из музеев в Польше [Электронный ресурс]. URL: https://culture.pl/ru/article/7-strannyh-muzeev-polshi (дата обращения: 18.07.2022)
17. Хомутский В. Образ ведьмы [Электронный ресурс]. URL: https://historicaldis.ru/blog/43404398619/Obraz-vedmyi (дата обращения: 18.07.2022)
18. Что крылось за преследованиями ведьм в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.inpearls.ru/1542906 (дата обращения: 18.07.2022)
19. Шмаков А. В. Охота на ведьм: экономика против демонологии // Пространство экономики. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohota-na-vedm-ekonomika-protiv-demonologii (дата обращения: 18.07.2022).
20. «Оставившие Создателя и обратившиеся к Сатане». Ведовские секты позднего средневековья // Одиссей. Человек в истории. – М., 2014. – С. 115–132.